926-77-05
ЛЕГЕНДЫ КОПОРЬЯ
Легенда о Копорском чае
Когда-то в древности, когда в Копорье еще не было крепости, в Водской земле жил мужичок, которого звали Иван. Интересный был мужичок. Он разбирался в травах и кореньях, понимал язык животных и птиц, и умел разговаривать с ними. Кто называл его колдуном, а кому он помог – врачеванием. Много народу ходило к нему врачеваться, даже из далекого Новгорода приезжали к нему знатные люди – никому он не отказывал, всем помогал. И не только людей лечил Иван, он и животным и даже диким зверям всегда помогал – и они его любили и помогали. Избушка его стояла на опушке леса. Но он не боялся худых людей под такой надежной защитой. Ходил Иван всегда в яркой сиреневой рубашке. По этой рубашке его и узнавал народ. Днями он пропадал в лесу, заготавливая травы, ягоды, коренья. Больше всего его привлекала трава с сиреневыми цветами. Много болезней лечил он этой травой. Для каждого заболевания особым способом готовил он отвары и люди, как по волшебству, выздоравливали. Жители окрестных сел тоже ходили в лес на заготовки, и, увидев среди деревьев яркую рубашку Ивана, всегда говорили: «Вон, Иван, чай, пошел». (Слово «чай» в древнем русском языке обозначало «наверно, возможно»). Прошли годы, незаметно исчез Иван, но люди, завидев между деревьев в лесу траву с сиреневыми цветами, продолжали говорить: «Вон Иван-чай», так и стали в народе называть это растение Иван-чай.
Однажды, на покосе, когда уставшие крестьяне обедали, и кипятили себе воду в котелке, листочек травы, которую так любил Иван, и которую они прозвали Иван-чай, попал в кипяток. Выпив этот отвар, все обнаружили, что у них прибавилось сил, бодрости и еще долго не чувствовалось усталости. С тех пор крестьяне стали заваривать листья и цветки Иван-чая и назвали этот напиток чай, а так как это случилось в Копорье, то и стали называть его Копорский чай. Со временем они стали собирать и высушивать особым способом Иван-чай и продавать его.
Сбор травы для всего поселения всегда был праздником. Кроме того, этот чай очень ценился, за него можно было приобрести что-то ценное для семьи. Собирали эту траву всегда на рассвете. Все одевались красиво, девушки вплетали в косы самые красивые ленты, и с песнями шли собирать траву. Однажды одна девушка проспала и чтобы ее не ругали, не одевшись, не заплетя косы, побежала в лес, собирать траву. И, о чудо, ей попадалась самая красивая и сочная трава. За короткое время она набрала великое множество Иван-чая и домой пришла раньше всех. Разложила на чердаке траву, просушила и сделала чай. Оказалось, что ее чай был самым лучшим и заморские купцы заказали еще такого чая. И с тех пор Иван-чай стали собирать только девушки: на заре, по росе, распустив косы, они выходили собирать траву. Его долго просушивали на чердаках, а затем нежные девичьи руки скручивали листья. У каждой семьи был свой секрет приготовления чая. А самый лучший чай отсылался в подарок князьям.
Легенда о Княгинюшке
Давным-давно, в Копорье жил князь. Никто не мог сравниться с ним по доброте, силе и справедливости. Был он красив, статен, в стрельбе из лука ему не было равных. Если он идет на охоту, то всегда возвращается с добычей. А если враг на родную землю наступает, то князь всегда впереди на лихом коне. И не брали его никакие напасти. Из любой передряги он выходил здоровым и людей своих сберегал. Во всем и всегда он был везучим. Так и прозвали его: князь Везучий. Пришло время и женился князь. Взял себе жену под стать – красавицу, умницу. Сразу полюбили ее в Копорье и стали звать за добрый и незлобивый нрав Княгинюшкой. Ей необыкновенно шло это имя. Она не шла – плыла над землей. Когда Княгинюшка шла по улице, казалось, что сама природа улыбается ей: ветер стихал, дождь прекращался, тучи расходились, и только солнышко улыбалось с небес, глядя на красоту земную. Княгинюшка всегда помогала и старому и малому. Она не могла пройти мимо, если кому-то было плохо. Как только она подходила с добрыми словами и нежно брала за руку больного или обиженного, то боль сама собой проходила, а слезы мгновенно высыхали. Иногда князь даже журил ее, что много времени она отдает благотворительности. Но улыбнется Княгинюшка своему любимому Везучему, и князь сразу понимал, что по-другому она не может. Да и не полюбил бы он ее, если бы у нее был другой характер. А так как Княгинюшка была необыкновенно умна, то Везучий всегда и во всем советовался с ней. Так и жили они, не тужили, но враг не дремал. Не давали ему покоя богатые Водские земли. Чтобы защититься от непрошеных гостей, надо было срочно построить крепость. Долго выбирали место, где поставить крепость, но никак не могли выбрать. И тут Княгинюшка подсказала своему мужу, что на излучине реки, где образуется остров, можно построить замечательную крепость. Эта крепость с одной стороны будет хорошо защищена самой природой. Крутой обрыв не даст врагу подобраться с одной стороны, а с другой – приступной - надо будет построить подъемный мост. Опять подивился князь уму своей ненаглядной Княгинюшки. И стали всем миром строить крепость. Когда возводили стены и башни – работа спорилась просто на диво. Но, когда дело дошло до строительства моста, здесь вся работа и застопорилась. Неделю строят, вторую строят, вот уже месяц прошел – не выходит мост - то кладка не получается, то размоет дождем, то рухнет то, что уже построили. В то время в этой местности еще существовало язычество, и жили колдуны – арбуи. Князю посоветовали обратиться к ним. Те посмотрели в свои колдовские книги и сказали: «Чтобы строительство пошло скоро и ладно – надо обязательно принести жертву богам. Завтра, на заре, того, кто первый придет в крепость, будь то животное или человек, надо принести в жертву – замуровать в кладке моста». Пришел князь на строительство и рассказал всем о пророчестве арбуев.
Строительство было долгим, князь много дней не был дома. Княгинюшка очень соскучилась по своему мужу и решила проведать своего ненаглядного Везучего. Надо же было так совпасть, что именно на следующий день, после пророчества арбуев, на заре, принарядившись, пошла Княгинюшка повидать своего любимого. О, ужас! Она оказалась первой, кто пришел на строительство! Бедный князь, как увидел свою ненаглядную женушку, забыл, что мост не достроен, шагнул ей навстечу и упал с моста на камни. Бросилась она к своему ненаглядному, но поздно, ничего не могло уже помочь Везучему. Бедная, бедная Княгинюшка - не выдержало её сердечко, разорвалось от горя. Все люди застыли от ужаса, даже солнце спряталось за облаками, и полил дождь. Сама природа оплакивала князя и княгинюшку. Хоронили их всем миром. Тела князя и его княгинюшки положили в основание моста. Мост тут же, как по волшебству, построили. И долго этот мост стоял нерушимый, не пропуская врага к крепости!
Легенда о золотой карете.
Завоевали шведы русскую землю. И так им понравилось жить в русской стороне, что король шведский уже считал эту землю своей и назвал ее Ингерманландией.
Стоял на той земле град Копорье, который шведы также переименовали на свой лад – Капурга, и была там каменная крепость, которую построили еще псковские да новгородские мастера, чтобы она охраняла русские земли. Но не защитила в свое время крепость от шведов, обманным путем завладели они ею, и стали править в той крепости. Крепость отдавали в кормление князьям заморским. Места эти были богатые, волшебные и король Швеции очень любил приезжать в Копорье. Для короля были выстроен специальный дворец, а так же имелась золотая карета, предназначенная для выезда. Как только в крепость прибывал гонец с известием о прибытии короля, тут же запрягали лошадей в золотую карету, и ехали навстречу королю, а уж король, пока гостил в Копорье, то выезжал в этом экипаже и на охоту, и по окрестным деревням прогуливался.
Но не все так прекрасно было в завоеванной земле. Князьям жилось богато и вольготно, а простой народ стонал от непосильного ига. На той земле творилось беззаконие: непомерные поборы легли тяжким бременем на простой народ. Не выдержал народ и начал создавать партизанские отряды, чтобы освободиться от ненавистного ига. Но враг не собирался мириться с партизанскими отрядами в тылу - не смогли русские отряды победить шведов. Отправили они тогда гонца к русскому царю Петру, чтобы царь-батюшка помог им и освободил русскую землю от захватчиков.
И дошел гонец до царя-батюшки со слезной просьбой: освободить русский люд. И послал царь Петр русское войско под командованием Бориса Петровича Шереметьева на освобождение Копорья. Подошел Шереметьев
к крепости, осмотрелся кругом и видит, что взять приступом крепость невозможно, много солдат он положит. Тогда решил он окружить крепость, а на Стрелинской горе, что напротив неприступной южной стены крепости, поставить пушки и палить беспрестанно, пока гарнизон крепости не сдастся. Как решил, так и сделал. Палят пушки день – не сдается шведский гарнизон. А в это время по Финскому заливу на помощь осажденной крепости спешили шведские корабли. Гарнизон знал об этом и не хотел сдаваться, ждал подкрепления. Но все было за освободителей, даже сама природа помогала им. Поднявшийся шторм разбросал шведские корабли и они не смогли прийти на помощь в Копорье – попали в плен. Палят пушки второй день – в крепости начались пожары, но не сдаются шведы и только на третий день не выдержали шведы – открыли ворота крепости – вышли с белым флагом. Сдались Шереметьеву. Шведов отправили в Выборг, разрешив взять с собой все имущество, кроме пушек. Но награбленного добра было так много, что они не смогли увезти все и решили спрятать самое ценное до лучших времен (надеялись вернуться). И самая главная ценность в крепости осталась - золотая карета. Не могли они эту карету вывезти – боялись, что ее отберут у них русские воины.
И тогда они положили все самое ценное добро в золотую карету, спрятали ее в подземный ход, и завалили все землей. Много веков прошло с тех пор, много людей искали эту карету, говорили, что самые смелые и удачливые находили подземный ход и, пойдя по нему, исчезали. Никто их больше не видел. Окончательно исчез подземный ход. И сейчас ищут подземный ход и золотую карету, но ни подземного хода, ни золотой кареты так и не нашли.
Легенда об Абрамовом ключе.
В те далекие времена Копорье было центром Водской пятины. Это были невероятно богатые земли. Здесь выплавляли железо, которое очень ценилось в заморских странах, охотились на зверей (их шкуры покупали цари да вельможи), занимались землепашеством. Из года в год пополняли жители водской земли свои закрома богатством. Эти богатства не давали покоя северным соседям - постоянно совершая набеги на Водскую землю, пытались завоевать ее. Но не тут-то было!!! Крепость в Копорье надежно защищала от посягательств любого врага, а люди здесь жили смелые да умелые в ратных делах.
Жил в то время в Копорье молодой сапожник Михайло Абрамов. Руки у него были просто волшебные: он и на гармошке мог сыграть так, что ноги сами в пляс пускались, а уж как начнет тачать сапоги, то лучше этих сапог во всей округе не найдешь. До того они были ладные, что у тех, кто их носил, походка становилась летящей, легкой. Все девушки в округе были влюблены в Михайла: и работящий, и хорош, и пригож, и на гармошке играет, в общем, первый парень в Копорье. Но Михайло не обращал на них внимания, для него существовала только одна Умила - самая красивая
девушка в Копорье. Только ей он посвящал песни, только на нее он смотрел влюбленными глазами, и казалась она ему лучше и краше всех на земле. Умила милостиво принимала его ухаживания.
Михайло уже готов был засылать к ней сватов, но все спутали коварные соседи – опять напали на Водскую землю. И пошел Михайло в солдаты, защищать свое родное Копорье. Храбро сражался он с именем любимой на устах. Освободили землю храбрые воины, но в последнем бою Михайло ранили. Ослеп он. Лечился разными травами, но ничего не помогло.
Вернулся Михайло в родное Копорье, и еще горше ему стало: пока он был на войне - родители умерли. Растерялся Михайло, не знает, что ему делать. Сапоги тачать он не может, возьмет в руки гармошку – она у него в руках не смеется, как раньше, а плачет. Никто не хочет больше собираться возле слепого гармониста. Ждал он свою любимую, но не пришла Умила к нему – слепой Михайло ей стал не нужен. Только Анна, соседка, приходила каждый день помогать по хозяйству – она давно любила Михайла.
Без любимой Умилы жизнь Михайлу стала не мила, и решил он с горя сброситься со Стрелинской горы. Взобрался на гору, как раз напротив крепости, и только собрался сброситься, как зазвонили колокола в церкви! Приостановился он, и вдруг услыхал Богоматерь, которая ему говорила: «Испей водицы из ключа, Михайло! Слышишь, журчит внизу?» И такая жажда его взяла, так захотелось ему пить, что не смог удержаться: решил последний раз испить ключевой водицы, а там уж и помирать можно. Кое-как, держась за ветки деревьев (очень уж склон был крутой), спустился Михайло на звук ключа, перекрестился и припал губами к воде. И такой вкусной она ему показалась, никогда в жизни он не пивал такую воду! Долго не мог он утолить жажду, а напившись необыкновенно вкусной воды, умылся, и тут его сморил сон. Уснул он прямо на траве у родника, и так ему крепко и сладко спалось, как ни один день после ранения. Разбудил Михайло звук колоколов, открыл глаза и вдруг он увидел! Увидел и вечернюю зорьку, что купалась в речке Копорке, и крепость, отражающуюся в воде, и колокольню с колоколами, что спасли его. Он прозрел! И понял Михайло, что это не простой ключ, а волшебный. Возблагодарил он Богоматерь за чудесное исцеление, вернулся домой и опять принялся за свою работу. Услыхала Умила об этом и прибежала к нему. Но Михайло не простил ее, а женился на простой, работящей Анне. Возле чудесного источника устроил грот, справил икону Богоматери, поставил ее на видное место, чтобы люди со всего мира могли приходить сюда и, исцеляясь, благодарить Богоматерь. В церкви устроил иконостас, и каждый день возносил молитву Богу и Богоматери за свое исцеление. По всему свету разнесся слух о ключе, и стали приезжать в Копорье люди, чтобы, излечившись, благодарить небеса за чудесное исцеление. Михайло стал смотрителем этого ключа. А так как он первый исцелился, то и прозвали тот ключ Абрамов.